Общенациональная идея.
Российская ОБЩЕнациональная идея с позиции информационизма.
Для начала хотелось бы определить, какие вообще бывают национальные идеи. На днях вот по телевизору рассказывали о национальной идее Шведов. Вкратце выглядит так: Ретроспективно и декоративно это преемственность от жизни викингов, а на современном этапе это «мировая совесть», значит в Швейцарии мировая честность, во Франции мировая любовь, в Германии упорядоченность, технологичность и т.д. В общем, национальная идея, как развитие национальной ментальности. Несколько слов (как мы это понимаем) о национальной идее Американцев. У них это качество жизни, демократия, ответственность за наведение справедливых (по их мнению) порядков, свобода. И у всего развитого мира уважение к закону и святость частной собственности. Начнем, пожалуй, со свободы. Понятие многоликое и многогранное. Когда-то давно различали свободу и рабство, позже на Руси свобода, это свобода от иноземных завоевателей. Такое понимание усиленно эксплуатировалось правящей верхушкой, может даже не очень осознанно. Естественно в благих целях сохранения целостности и упрочнения империи. И имперский дух витал над волнами. Потом коммунисты объяснили, что свобода это осознанная необходимость, а главная необходимость это устранение классовых противоречий, причём с помощью устранения одного из участников этих противоречий. И вот уже свобода, но чувствуется, чего-то не хватает. Как оказалось, буржуев было много, и они были люди, и с ними можно было договориться (по примеру той же Швеции). А вот договориться о каких то послаблениях с безликой тоталитарной пирамидой государства практически не возможно. Угнетение класса классом, заменили угнетением человека системой. И чем система тоталитарнее и идеологичнее, тем больнее основной массе. Но нам регулярно объясняли, что на самом деле мы очень свободны, ибо освобождены от эксплуатации и классовой несправедливости. Безусловно, законы нравственности и морали нам гласят, что надо делиться и вроде бы равенство и братство и всё такое, но всё равно чувствовался какой то дискомфорт. И имперский дух циркулировал взад и вперёд.
Равенство не очень ощущалось, потому, что были люди более совершенные и менее. Первые ум, честь и совесть нашей эпохи, а вторые, так прослойки всякие. Культивированные по принципу (формально) преданности делу строительства коммунизма, а на самом деле личной и системной преданности. И уж совсем странно звучало братство. Религиозное понятие, сформировавшееся и нормально функционирующее, только при наличии отцовства, перед отцом есть и братство и равенство братьев. А в отсутствии отца сразу проявился старший брат, который формально заменил отца. Мы тут поспрашивали (условно-субъективно конечно) у братьев прибалтов, братьев грузин, украинцев, казахов. Как им идея старшего брата и я думаю вы сами догадываетесь, что они ответили. А свобода, как оказывается, если смотреть в корень, а корень, как учил (видимо справедливо) Маркс в экономических отношениях (или вообще в отношениях или во взаимодействии). А именно в отношениях с собственностью. Собственность, как, оказывается, тоже делает человека свободным. Главная свобода, наверно все-таки это свобода выбора, свобода передвижения, свобода волеизъявления, свобода получения и передачи информации, конечно. Причём же здесь собственность? А собственность расширяет возможность индивида в свободном принятии решений, в свободе манипуляций. Оглянитесь, разве вы не более свободны, если у вас есть собственная квартира, а не государственная жилплощадь. Собственный автомобиль, собственное предприятие, в котором вы сами вольны принимать решения. Конечно есть отряд людей, которые чувствуют себя вольготно и на государственной службе, но это уже власть, которая, видимо тоже даёт ощущение свободы. Итак, свобода предпринимательства, один из важных составляющих элементов достойных войти в нашу национальную идею, но свобода предпринимательства не возможна без уважения к частной собственности и закону. Какое в российской ментальности отношение к закону и собственности нам хорошо известно. (Воруют!) Почему так сложилось? Наверное, из за обострённого, (у россиян) чувства справедливости. Люди чувствуют несправедливость закона и не честность нажитой собственности, так за что же их уважать? Не уважают глобально, а конкретно перед глазами сосед, который на самом деле работает, чуть побольше и поэффективнее, пьёт чуть поменьше, предвидит чуть получше, но как его уважать, если глобально всё не так? Значит, обозначилась проблема, требующая решения. Необходимо совершенствование законов и меры по ограничению возможности построения олигархических систем. А главное нужна идея, способная подвигать наших людей к большей самоорганизации на местах, ориентируясь и опираясь на которую, люди смогут сделать шажок на встречу друг к другу, здесь дома, на лестничной клетке, на улице, на предприятии. Но с предприятием надо поосторожнее, консолидация людей на предприятии (большом предприятии), почему то ведёт не к большей организации (в информационном смысле), а к массовым действиям, такие действия решают уже другие задачи. Теперь о самом болезненном. Современные руководящие партии (да и старые партии тоже), чиновничьи структуры всех уровней и даже примкнувшие к ним олигархи, через подконтрольные им средства массовой информации все дружно согласны в одном, в навязывании обществу идеи патриотизма. (Под разными предлогами, опасности извне, развалом изнутри, сохранением целостности даже рецептом развития.) Хотя если каждого рассмотреть индивидуально «под микроскопом», то действуют они (пока в тени и их никто не видит) совершенно не руководствуясь этими принципами. В чём же опасность раздувания идеи патриотизма? Кратко, в том, что эта консолидирующая идея (при громком звучании) приводит к тоталитарности государства и проявлению имперского духа. Россия дореволюционная была империей, Советский Союз был империей, и нынешняя Россия продолжает быть империей, интенсивно восстанавливая свои силы после некоторого ослабления перестройками. Мы думаем, что пришло время осознать, что стабильное сильное и развитое наше государство может быть не только в имперском формате. Но может быть это только фантазии. В общем, как бы там ни было, мы думаем, что патриотизма нагнетается предостаточно и добавлять его в национальную идею не стоит. Что же нам остаётся? Качество жизни - не наше. Романтизм и красота – не наше. Упорядоченность, системность, узкий профессионализм – не наше. Стильность, изящность, технологичность – не наше. Ум, честь совесть, то же занято. Религиозность, вообще страшная вещь в государственном масштабе, тем более в империи. Конечно, всё это прекрасно и нужно, но в свете международного разделения национальных идей это не наше. Идея Евразийского союза хороша, но в такой форме редуцируется Казахстаном. Может быть нам, не отдаляясь от хорошей идеи определиться таким образом: Может быть есть нечто, что мы умеем делать хорошо, лучше других, такое, что бы нам позавидовали все? Может быть мы умеем хорошо дружить? Ведь это у Англии и Америки друзей нет, а есть интересы. А у России были, должны быть, и конечно будут именно друзья, независимо от меркантильных интересов, коньюктурных соображений и политических необходимостей. Идея дружелюбия, дружественности, дружбы, в настоящем, мужском понимании. С факторами надёжности, взаимопонимания, прощения, защиты. На наш взгляд очень даже не плохая идея, имеющая положительную, прогрессивную направленность в продвижении, как внутри страны, так и вовне. Конечно красивое формулирование, придание идее звучащего слогана ещё впереди. Что именно будет означать дружественность во внешних отношениях, пусть расскажут специалисты, а вот как будет проистекать дружественность внутри, можно пофантазировать. Первое это то, что идея дружественности слегка потеснит идею патриотизма, а за этим имперский дух начнёт сдавать свои позиции, пойдёт некоторая децентрализация (которую так боятся Москвичи). Государственность будет держаться на дружественном союзе городов. Патриотизм реструктурируется до уровня города. При условии конечно высшей ценности дружественности и союза. Кстати, по законам организации человеческого сознания любить место проживания и испытывать чувство родины возможно только к территории сопоставимой по размерам с городом. Конечно в экстремальные периоды, государственного стресса возникает необходимость в консолидации людей на государственном уровне, что с помощью патриотизма и достигается, но, что значит держать организм в состоянии стресса долгое время, подробно могут рассказать нейрофизиологии. Пока мы только почувствуем, что это видимо не очень хорошо. Дружественные процессы внутри позволят осуществить организацию интенсивной информационной связи всех здравомыслящих граждан города. Можно и шире, но важно именно на территории проживания. Это позволит более качественно определить политическое волеизъявление и возможность выбора во власть. Но не из десятка неизвестных, навязываемых самими властными структурами с помощью СМИ, как это происходит сейчас, а с помощью других информационных технологий, из сотен и тысяч людей, знакомых достаточно хорошо друг с другом, по общению в сети и живущих на одной территории. И увеличится информационная плотность пространства, и города станут самоосознающими сущностями, вроде отдельного человека в поле сознания. Но об этом наверное ещё рано…
Такая вот сформировалась Российская ОБЩЕнациональная идея в свете информационистского мировоззрения.
Ионов А.О.
Санкт-Петербург
30.07.2004.
|